Friday 29 January 2010

A Friday isn't a Friday without a Book

J.D.Salinger - The Catcher In The Rye



Не совсем на эту тему собирался я писать сегодня, но такой уж случай… Позавчера в возрасте 91 года умер американский писатель Джером Дэвид Сэлинджер. Большинству читателей (если не всем) он известен своим самым замечательным (и единственным) романом «Над пропастью во ржи», изданном в 1951 году и с тех пор прочно засевшем в статусе классики мировой литературы.

В моей жизни было много «самых любимых» книг. «Сто лет одиночества» Маркеса. «Лучшая страна в мире» Эрленда Лу. Естественно, «Nobrow» Сибрука. Сейчас вот – самая любимая – это «JPod» Дугласа Коупленда. Но моей самой первой «самой любимой» книгой (не считая, конечно, таких шедевров, как «The Giant Walt Disney Word Book», «Бизнес Крокодила Гены» или «Атлас древнего мира») стала «The Catcher In The Rye». «Над пропастью во ржи» мне подарили, кажется, на четырнадцатилетие (?) в школе. На русском языке, в переводе Риты Райт-Ковалёвой – я тогда ещё подумал, “какая интересная двойная фамилия получилась”. В издание входила ещё одна повесть и несколько рассказов. С тех пор я прочитал «The Catcher In The Rye» в оригинале и всего Сэлинджера, которого смог достать.

Впрочем, это не так уж и много. Кроме «Кетчера» это сборник «Девять рассказов», в которых входят, как ни странно, ровно девять рассказов, три-четыре повести о Симоре Гласе и его семействе, да два десятка коротких рассказов (часть тоже про Гласса), большинство из которых можно найти в сборниках. Так что вся антология Сэлинджера уместится не то, что на одной полке, при желании её можно взять одной рукой. Всё потому, что с 1965 года Сэлинджер перестал публиковаться. Да ладно, что там, он вообще перестал писать, ведя отшельническую жизнь где-то в Новой Англии (сейчас вот прочитал, что в Нью-Гемпшире). Возможно, слишком увлёкся ориентологией, дзен-буддизмом и духовными практиками. Возможно, просто понял, что всё, что нужно было, он уже написал.

Сюжет «Над пропастью во ржи»? В одном предложении: повествование ведётся от лица тинейджера Холдена Колфилда (языком тинейджера Холдена Колфилда), которого исключили из школы, и несколько дней он одиноко шатается по городу. Чтоб понять остальное, нужно уже читать не ramays’a, а Джерома Дэвида; я бы и сам перечитал сейчас быстренько роман, да вот беда – на руках у меня только английский экземпляр, а его я так быстро не пролистаю. Кое-кто мне зажал книженцию в самый неподходящий момент. Вообще же книга написана так легко, так живо, что кажется, Сэлинджер сотворил «Ловца» за неделю – но он писал роман пять лет.

Многое из того, что написано в книге, в свои 14 или 15 лет я понимал, принимал, чувствовал сходное. Что-то не понимал (виноват, туповат), что-то понял только недавно (не то, чтоб перестал быть туповатым, просто что-то новое узнал). Например, то, что Фиби любит «39 Шагов» Хичкока – о, как я это понимаю теперь, хо-хо!..

О влиянии Сэлинджера на мир литературы и искусства гораздо лучше меня расскажет википедия или гугл. Он выдаст, например, что Зуи Дешанель названа в честь Зуи Гласс из повести «Фрэнни и Зуи», а Марк Дэвид Чэпмен был найден с экземпляром «The Catcher In The Rye» сразу после убийства Леннона. Каждый по-своему понимает Сэлинджера и его роман. Кто-то вообще не понимает. В принципе, если тебе не 15 лет и у тебя не было проблем с взрослением, не было той самой пропасти, то понять эту книгу невозможно. Много книг написано для людей определённого возраста, определённого социального статуса, определённого вероисповедания, мировоззрения, национальности, интеллекта, настроения, цвета рубашек, уровня дохода, предпочтений в сортах лимонада. И очень мало (особенно это касается хороших) книг написано для людей в определённый момент жизненного пути.

The mark of a immature man s that he wants to die nobly for a cause while the mark of the mature man is that he wants to live humbly for one”.

Джером Дэвид Сэлинджер умер позавчера. Кто-то может сказать, что как писатель он умер ещё 35 лет назад. Однако именно как писатель он будет жить до тех пор, пока будет жить Холден Колфилд.

Пять кетчеров из пяти.






bright ramays, big city

5 comments:

Anonymous said...

Книга твоя лежит в корзине вместе с Кафкой и Хокингом.
А ты мой JPod стибрил и собрался читать несколько раз, дюдя :3

ramays said...

какого чёрта в корзине? хотя соседство неплохое. для хокинга оно не ахти, он-то ещё жив.

Anonymous said...

А я в корзине специальной книжки храню, которые на полке не поместились :]

Дюдя said...

имя просто пиши, и всё.

Batman said...

I am the Batman, see me do the Bat-face!

>:{}